Идея этой постановки возникла у меня после
прочтения анкет о нашем предыдущем спектакле «Снежная королева». Моя младшая
дочурка Ася в ответе на вопрос: «Какие произведения вы бы посоветовали нам для
будущих постановок?» ответила «Буратино!». У меня как-то сразу сложился общий
план спектакля. Сентябрь-октябрь 2003 года я посветила написанию сценария. За
основу взяла только произведение Алексея Толстого.
Репетиции начались 1 ноября. Сначала не
предполагалось, что это будет музыкальная комедия - я долго не соглашалась на
включение в спектакль музыкально-танцевальных моментов. Но моя старшая дочь Аня
долго и настойчиво призывала меня это сделать. Я и сама видела, что постановка
получается какой-то сухой. Только к середине ноября после первых двух репетиций
я пришла к решению, что музыки и танцев должно быть как можно больше. Первым
поводом для этого послужила «тишина» в сцене нападения Алисы и Базилио на
Буратино. Потом постепенно все с музыкой стало срастаться. Для музыкального оформления
мы взяли замечательные произведения Алексея Рыбникова из кинофильма «Буратино».
Большую часть музыкального оформления сделала Анюта. Идеи для танцев тоже она
давала, я только помогала их оттачивать.
В качестве рассказчиков в этом спектакле
мы использовали кукол: Арлекина и Пьеро. Таким образом, мы соединили сценическую
постановку с включениями театра кукол. Это было необычно и интересно, и
гармонично смотрелось в контексте спектакля в целом. Замечательную идею подал
Паша Курочка – наш Пьеро – стихотворение на французском языке, когда он
приходит к Мальвине.
Конечно, не все у нас складывалось
гладко. К началу декабря выяснилось, что Серафим Ковалевский, который должен
был играть кота Базилио на Рождество уезжает. Пришлось срочно искать замену. И
мы ее нашли очень удачно – Оксана Романенко отлично справилась с этой ролью, за
которую получила от нас награду в номинации «Открытие сезона 2004». Ее кот
Базилио даже затмил Тортилу, роль, которая ей нравилась больше.
Очень красивое получилось у нас
художественное оформление. В костюмах были продуманы мелкие детали, что
подчеркивало образ каждого героя. У Дуримара в банке были даже настоящие
пиявки, правда, всего три штуки. Ленной Куцулиной был создан великолепный
костюм Пьеро. Мы еще не пользовались гримом и бедного Пашу красили белой
гуашью. Был сделан красивый домик для Мальвины (не сохранился) и лилии для
пруда Тортилы ( мы их потом использовали в «Царевне-лягушке»).
На репетициях, как всегда, было много
смешных моментов. Два из них запомнились надолго. Первый – Ася, которая играла
Буратино, по-настоящему боялась плетки Карабаса Барабаса, и это забавляло всех,
включая и саму Асю. И второй – в последней сцене, когда Буратино пытается всех
приободрить и говорит, что не надо вешать нос, Ася на одной из репетиций
сказала: «Не надо вешать нос на уши». Мы долго смеялись, и на последующих
репетициях часто доходя до этого момента, с улыбкой вспоминали эту ее оговорку.
В результате было проведено 11 репетиций.
На премьере был момент, когда отказала
аппаратура – должен начаться танец Буратино, лисы Алисы и кота Базилио, а
музыки нет. Но наши актеры не растерялись и смогли сымпровизировать, чтобы
спасти ситуацию. И хотя от зрителей не укрылся этот незапланированный момент,
все были от него в восторге.
Именно с отрывком из этого спектакля мы
впервые принимали участие в районном конкурсе. К сожалению, не как отдельный
коллектив – домашний семейный театр, а как часть подросткового клуба
«Современник», под крышей которого мы живем. И мы завоевали третье место, за
что были награждены грамотой.