Очень многие люди
задавали мне вопрос: «Как и почему возникла идея создания домашнего театра?» И
мне всегда очень трудно было на него ответить. Потому что причин, скорее всего,
множество, и многие из них лежат так глубоко внутри меня, что обозначить их
словами нелегко. Но одну из них я знаю точно - мне очень хотелось, чтобы хотя
бы одни из праздников в году был совершенно особенный, необыкновенный. Непросто
застолье и телевизор, а чтобы происходило для детей что-то такое, что отличало
бы этот праздник от всех остальных. И самым подходящим в этом смысле был
светлый праздник Рождества, когда мы сами становимся немного детьми, верим в
чудеса и чувствуем рядом сказку.
В 1998 году я прочитала сказку Лидии
Чарской «Царевна Льдинка». Она мне очень понравилась, и я решила, наконец,
воплотить свою давнюю идею и попробовать «сыграть» эту сказку с детьми. В
начале 1999 года я написала сценарий – эту дату я и считаю рождением нашего
театра. В первом нашем спектакле актерами были только дети. Я выступала в качестве
режиссера-постановщика, звукорежиссера, звукооператора. Занималась
художественным оформлением и костюмами. Родители помогали в изготовлении
костюмов и «доставкой» маленьких актеров на репетиции. Моя университетская
подруга Елена Куцулина надолго осталась с нами в качестве костюмера. Ее руками
сшиты одни из лучших костюмов для нашего театра.
Несмотря
на то, что первый наш спектакль «Царевна Льдинка» был в самом прямом смысле
слова домашним (показывали мы его в нашей квартире), это был настоящий спектакль:
с декорациями, музыкой и даже спецэффектами. Конечно, все это не могло
осуществиться без материальной поддержки. Нашим спонсором с самого первого дня
и на долгие годы стал Роман Кутуев. Зрителями были родители актеров и наши
друзья. Все это происходило на Рождество 2000 года – наш театр сделал первые
робкие шаги.
Всем: и зрителям, и актерам очень
понравилась эта «игра» в театр. И поэтому в первый год мы сделали еще одну
небольшую постановку «Царь и его две дочери» на Пасху 2000 года. Это был скорее
даже капустник, поскольку репетиций как таковых мы не устраивали, да и материал
был достаточно прост. Но после этого мы всегда делали только одну постановку в
год на Рождество.
Самое сложное в этот период было придумать
спектакль, который можно было бы поставить в домашних условиях. Одним из таких
направлений оказались кукольные постановки. Для первого эксперимента я взяла
готовую пьесу С.Я.Маршака «Теремок», которую мы и показали на Рождество 2001
года. В этом спектакле я первый раз принимала участие как актер. Но эксперимент
с куклами хоть и был достаточно удачным, больше не повторялся.
Большой шаг вперед в развитии театра был
сделан, когда у нас появилась возможность выйти за рамки «домашней» сцены. Это
давало более широкие возможности для осуществления наших замыслов.
Впервые, мысль сделать постановку по сказке
Андерсена «Снежная королева» возникла почти сразу после нашей первой премьеры,
и уже тогда я стала писать сценарий, используя не только сказку Андерсена, но и
замечательный сценарий Евгения Шварца. Но маленькие размеры сценической
площадки в домашних условиях не позволили осуществить этот замысел.
Осенью 2002 года, после непродолжительного
«творческого кризиса», мои самые близкие подруги и самые верные помощники Зоя
Ковалевская и Лена Куцулина вдохновили меня на новую постановку. Это был наш первый выход на «большую сцену».
Именно благодаря предложению Лены Куцулиной и согласию директора подросткового
клуба «Современник» Рояновой Инны Николаевны, помещение которого она нам разрешила
использовать, мы получили возможность сделать наш праздничный спектакль на
более высоком, серьезном уровне. «Снежная королева» была показана на Рождество
2003 года.
В Рождество 2004 года мы отмечали
маленькую, но для нас значительную дату – 5 лет. Мы очень готовились к этому
празднику. Кроме самого спектакля «Приключения Буратино», мы сделали газеты про
наши постановки, придумали награждения по номинациям для всех актеров, которые
когда-либо принимали участие в наших
спектаклях.
Наступивший 2004 год был для меня очень
сложным в личном плане. Я понимала, что нарушить традицию в этой ситуации – это
серьезное поражение для меня. Но делать постановку плохо я не могла, а на
хорошую у меня не было ни сил, ни особого желания. И здесь на помощь мне пришла
моя старшая дочь Аня. И я ей очень признательна за это. Она подала идею
будущего спектакля, заряжала меня своей энергией и оптимизмом. Анечка полностью
взяла на себя звуковое оформление, придумала хореографические элементы. И
спектакль получился чудо, как хорош. Это были «Сказки моей жизни» по
произведениям Андерсена. Уже когда постановка была практически готова, я
узнала, что именно в 2005 году отмечается 200 лет со дня рождения Великого
Сказочника. Именно этой дате и была посвящена наша рождественская фантазия.
«Сказки моей жизни» явились нашим прорывом
на более высокий качественный уровень. К этому времени наш состав сменился
больше, чем на половину. К нам присоединялись новые, очень талантливые люди.
После достаточно серьезного спектакля по
Андерсену, мы решили сделать что-нибудь совершенно в другом духе. Веселое,
зажигательно, музыкальное. В Рождество 2006 года мы показывали музыкальный фарс
на тему «Царевны-лягушки». За основу я взяла сценарий Нины Гернет, написанный
для кукольного театра. Но основательно переработала его, добавила новый
персонаж – кота Флегмонта, образ которого вычитала в другом сценарии, еще
советских времен. Анечка написала слова ко всем песням, подобрала музыку. И у нас
получился очень милый, смешной мюзикл. Несмотря на комедийность постановки, с
точки зрения профессионализма это была работа на хорошем, высоком уровне.
За это время мои чада подросли. В нашем
театре стало больше взрослых, чем детей. Поэтому для рождественского проекта
2007 года я взяла «Рождественскую песнь с привидениями» Чарльза Диккенса, где
достаточно много «взрослых» героев. Сценарий для этой постановки я начала
писать еще в 2003 году, но тогда нам не хватало актеров. Теперь мы смогли ее
осуществить. Это был красивый, добрый, и впервые за эти годы, спектакль на
рождественскую тему.
Когда мы ставили наш первый Рождественский
спектакль, я не предполагала, что это на несколько лет станет такой доброй,
светлой, радостной традицией. И я очень рада, что традиция эта оказалась
по-настоящему живой. Кто-то из наших актеров со временем перестает сотрудничать
с нами – это естественно, у людей появляются новые интересы, другие приоритеты.
Но для меня есть нечто удивительное в том, что каждый год к нам приходят новые люди. А это значит, что наш театр
ЖИВЕТ, РАСТЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ.
Для меня наш театр – это то, что дает мне
возможность реализовать творческое начало, которое есть, я уверенна, в каждом
человеке.
Театр – это тот ключик, который помогает
нам открывать что-то особенное, яркое, порой неожиданное, в самих себе и в тех,
кто рядом.
Это тот волшебный ключик, который помогает
нам родителям лучше узнать и понять наших детей. То, что не только сближает, но
и объединяет нас, несмотря на разные взгляды, характеры и жизненный опыт.
Театр дает нам возможность создавать
Рождественскую сказку, порой в результате долгих поисков и жарких споров.
Каждый год мы делаем удивительные открытия.
Поэтому, я и дала ему такое название: домашний театр «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».
